ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЕРЫ - СЕДЬМОЙ УРОК 

ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ

     Знающий не доказывает, доказывающий не знает. 
Древняя мудрость 
     В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Скромность; смирение; отказ от насилия; терпимость; простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота; стойкость; самодисциплина; отказ от объектов чувственного удовлетворения; отсутствие ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей; независимость от порабощенности женой, домом, детьми, домашним хозяйством и работой; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Прародителю; просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению; самодостаточность; признание важности достижения совершенства; непрерывность глубинного познания Духа, Света и истинного «Я», любомудрый поиск Совершенной Истины – всё это Всевышний провозглашает Знанием, а всё, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество».
     В этих строках красной нитью обозначены именно те качества, развитие которых выводит человека на духовный уровень, возносяего до высочайшего состояния человеческого бытия. Эти качества являются ключом к духовной жизни человека и взращивают в нём непоколебимую веру Всевышнему, духовным учителям, без милости которых невозможно обрести Истину. И только встав на этот труднейший путь постижения духовных истин, человек начинает понимать всё свое несовершенство перед величием Прародителя.

Рассмотрим более внимательно каждое из перечисленных качеств. 
     СКРОМНОСТЬ, СМИРЕНИЕ означают, что человек не должен стремиться к тому, чтобы его почитали; и даже в том случае, если он достиг высокого уровня духовности, а точнее, именно в силу этого достижения, его самооценка всегда должна быть объективно сдержанной. Для многих людей тщеславие явилось неодолимым препятствием на пути духовного роста, приводя подчас к краху самых лучших их устремлений. 

     ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ означает, что любой человек ни при каких обстоятельствах не должен быть причиной страдания других существ. Сюда же можно отнести недопустимость утаивания знаний, ведущих к освобождению от страданий. 

     ТЕРПИМОСТЬ означает, что человек должен противостоять требованиям своих чувств, стойко переносить все внешние безпокойства и испытания, причиняемые неблагоприятными природными явлениями и враждебно настроенными существами. 

     ПРОСТОТА означает, что, осознав закон причинно-следственной связи – закон Кармы, человек становится настолько безхитростным, что не скрывает правды, какой бы она ни была, даже от своих недоброжелателей. 

     Что же касается принятия ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ, то на этом вопросе мы остановимся подробнее, так как его очень важно правильно понять.
     Веды постоянно говорят о неоценимой пользе духовного наставничества. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения со светым человеком, не стоят минуты, проведённой с таким духовидцем. Прародитель есть Любовь, и только тот, кто познал Прародителя как Любовь, может учить других о Всевышнем и о Его законах. «Стань совершенным сам, а потом учи других», – говорит духовидец Чайтанья в Ади-лила. При этом основной, глубинной задачей учителя является не простое поощрение или возбуждение существующих в ученике умственных или каких-либо иных способностей, а передача ученику духовной силы: чтобы оживить дух, побуждение должно исходить от другой души и ниоткуда больше. Этот одухотворяющий толчок невозможно извлечь из книг, изучение которых может сделать человека умным, научить разумно и последовательно излагать мысли, в том числе и о духовности. Но когда дело доходит до повседневной жизни, начитанность и информированность мало помогают, и человек оказывается полностью несостоятельным в своих поступках и проявлениях. Истинного учителя отличает знание самого духа Свещенных писаний, а не исследование их с помощью грамматики, этимологии и философии; учитель, позволяющий своему уму увлечься подобными исследованиями, утрачивает дух Учения.
     Душа, из которой исходит высокое духовное побуждение – человек, непосредственно передающий другому животворящую силу Любви, и есть Истинный Учитель – Гуру. Его долг состоит в определении способов, с помощью которых ученик сможет сосредоточить свой ум на Всевышнем.
     Рупа Госвами, мыслитель ХVI века, последователь Вед и ученик Кришны Чайтаньи, перечисляет в Упадешамрите шесть признаков учителя: «Любой здравомыслящий человек, которого не выводят из равновесия запросы ума, желание говорить, вспышки гнева, не уступающий требованиям языка, желудка и гениталий – достоин учить людей по всему свету». Несмотря на кажущуюся простоту соблюдения указанных условий, обретение этих качеств – не с помощью волевого усилия, а путем глубинного одухотворения всего естества – очень трудная задача. Человек, осуществивший эти условия, уже не может прельститься преходящими мирскими радостями: он познал высшее, духовное состояние, произошла замена худшего на лучшее. 
     Человек, чьи душевные силы и отправления тела целиком находятся под пятой неуёмных страстей, уподобляется куче «сырых дров», противящихся «огню духовному» и упорно не желающих гореть. Посему требуется принести со стороны «сухих дровишек» и зажечь их: горя, они постепенно просушат сырые дрова, которые рано или поздно воспламенятся вместе с ними. «Сухих дровишек» на растопку можно взять лишь у того, у кого они есть, то есть у Учителя. Житие и подвиги светых являют нам яркий пример того, как один подвижник зажигал сердца многих сотен и тысяч людей, приводя заблудшие души к Всевышнему.
     В наше сумеречное, сложное время появилось множество людей, претендующих не только на роль Учителя, но и называющих себя мессиями. Подобных самозванцев уже не раз представляли широкой публике средства массовой информации.
     Такие лжеучителя в лучшем случае способны выдать информацию на уровне ума, в худшем - ввести в погибельное заблуждение. 
     О том же говорит и Мундака Упанишада: «Глупцы, живущие в темноте, считающие себя мудрыми, хвастающие своей безполезной информированностью, ходят, пошатываясь, взад и вперёд, подобно слепым, которых ведут слепые...». К сожалению, мир полон таких людей: каждый нищий желал бы дарить миллионы, а всякий невежда – быть учителем. Но насколько нищий – миллионер, настолько невежда – учитель. Выбор духовного учителя может оказаться решающим в вашей жизни. Так будьте же бдительны! Помните, что истинный Учитель должен обладать всеми качествами, о которых шла или ещё пойдет речь в этой главе. 

     ЧИСТОТА есть необходимое условие для продвижения на духовном пути. Она бывает внешней и внутренней. Внешняя чистота включает в себя постоянные омовения тела со всевозможным очищением всего организма и среды обитания. Внутренняя чистота достигается молитвой, сосредоточением сознания на Всевышнем и другими способами. 
     СТОЙКОСТЬ, САМОДИСЦИПЛИНА и ОТРЕЧЕНИЕ означают, что человек должен обладать большой решимостью совершенствоваться в духовной жизни, принимая то, что этому благоприятствует и отвергая то, что мешает продвижению по пути духовного развития. Суетность мира сего не должна касаться ищущего. 
     ЛОЖНОЕ ЭГО означает отождествление со своим телом, тогда как наше истинное «Я» есть ни что иное, как живатма – индивидуальная частичка Всевышнего, равная Ему по качеству, но не по могуществу. Живатма, как пишется в Ведических писаниях, имеет размеры одной десятитысячной толщины волоса и находится в теле человека на уровне сердца, пронизывая сознанием и созидая всё тело. Таким образом, она является причиной жизни, ибо, когда жива и душа (духовное тело) покидают тело человека, последнее становится нежизнеспособным и, вследствие закона постоянного возрастания энтропии, разрушается.
     Кришна в Бхагават-гите (2.18-20) говорит: «Живатма неразрушима, неизмерима и вечна; лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели... Для живатмы не существует ни рождения, ни смерти; она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она – нерождённая, вечная, изначальная; она не уничтожается, когда погибает тело».
     Если прибегнуть к современным понятиям, то можно сказать, что живатма находится за пределами влияния пространственно-временных измерений. Именно поэтому она считается духовной, а не материальной. 
     РОЖДЕНИЕ, СМЕРТЬ, СТАРОСТЬ И БОЛЕЗНИ приносят человеку страдания, которые он начинает осознавать, находясь ещё в утробе матери. Единственный способ избавления от страданий заключается в одухотворении своего сознания. 
     НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОРАБОЩЕННОСТИ ЖЕНОЙ И ДЕТЬМИ совсем не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к своим близким:
любовь к ним – естественное проявление человеческих взаимоотношений. Но когда неправильно понятая любовь становится препятствием на пути духовного совершенствования, следует отказаться от подобной привязанности. 
     НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОРАБОЩЁННОСТИ МИРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ не означает прекращения деятельности как таковой. Наоборот, следует усиленно трудиться, но при этом не следует привязываться к плодам своего труда и желать вознаграждения, ибо работа ради вознаграждения есть рабство. Для духовного развития необходима осознанная деятельность. 

     СПОКОЙСТВИЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ КАК ПРИЯТНЫХ, ТАК И НЕПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ появляется как итог одухотворения сознания. 

     ПОСТОЯННАЯ И ЧИСТАЯ ПРЕДАННОСТЬ ВСЕВЫШНЕМУ является естественной потребностью любого существа, так как оно – неотъемлемая частичка Всевышнего. Служа Ему, любое существо приносит благо Общему Целому, а значит и самому себе.
      У человека нет другого способа для достижения личного блага. 
     СКЛОННОСТЬ К УЕДИНЕНИЮ благоприятна для духовной жизни. Уединение даёт возможность избежать общения с неправедными людьми и сохранить среду обитания в естественной чистоте. 
     ОТСТРАНЁННОСТЬ ОТ ДИКТАТА ТОЛПЫ – необходимое условие для сохранения и развития индивидуальности, являющейся основой Личности, без чего невозможно духовное совершенствование. Древнегреческие учёные утверждали, что худших всегда большинство, ибо толпа неизбежно усредняет особь и не даёт ей выйти за пределы обывательских понятий, мешая её духовному продвижению. 
     ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ЛЮБОМУДРЫЙ ПОИСК СОВЕРШЕННОЙ ИСТИНЫ приводит человека к внутреннему совершенству, заключающемуся в сознательном служении Всевышнему. 

     Помимо всего, о чём здесь говорилось, существует некая тайна на пути обретения Истинного Знания: она заключается в умении овладевать необходимой силой духа. Каждому человеку доступно это умение, нужно лишь осознать способ сосредоточения этой силы. Девяносто девять процентов человечества работают как рабы, но у них не прибавляется ни счастья, ни удовлетворённости. Причина этого кроется в эгоизме и корысти, сопровождающих человеческий труд. Надо знать, что всякая, устремлённая наружу сила, выделяемая корыстными побуждениями, тут же исчерпывается: она уходит от человека безвозвратно. Будучи же сдержана самообладанием и безкорыстным действием, эта сила получает дополнительный толчок для своего развития и в итоге создаёт волевой, мощный характер, который даёт возможность человеку достичь совершенства. Древнекитайский мыслитель Лаоцзы (VI-V в. до н.э.) говорил: 

     ЗНАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ – МУДР, ПОЗНАВШИЙ СЕБЯ – ПРОСВЕТЛЁННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ – ИМЕЕТ СИЛУ, ПОБЕДИВШИЙ СЕБЯ – МОГУЩЕСТВЕН.